Мастер-класс для педагогов
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре. КУЗЬМИНКИ-проводы осени.»
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Цель работы :
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с народными приметами и обычаями, с творчеством русского народа.
Задачи:
- Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры, выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;
- Определить педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного
возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора;
- Развивать нравственную ценность личности, ее художественно- творческий потенциал;
- Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
- Формировать предпосылки творческой деятельности, развивать и накапливать творческие умения.
Многие русские праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями. Почему люди из века в век исполняют хорошо заученные роли? Почему пекут блины на масленицу, почему в Троицу почитают березу? Почему в период Рождества и Нового года все желают друг другу каких-то благ?
Вы скажете: так принято! Традиция такая!
Традиция эта уходит своими корнями в то время, когда человек не ощущал себя царем природы, а покланялся ей! Живыми были для него земля, огонь, воздух, ветер. Все это представлялось существами другой стихии, нежели человек.
Чествовали стихии. Например, чтобы огонь не расшалился, ставили в печь кувшин с водой и хлеба: «Пусть поест и попьет, не злится!»
Но больше всего боялись и чествовали Богов. На Руси их было много!
Перун, Даждьбог, Сварог, Макошь, Велес и многие другие. От Богов, считали они, зависит все: и урожай, и погода, и успех начатого дела…
Поклоняясь Богам, им приносили жертвы. Происходило это особым образом: песнями, танцами, заговорами, ритуальными играми, которые на сей день представляются детскими забавами. Это называлось обрядами.
Все знают игру: баба сеяла горох. Детская считалочка. Но раньше, все село прыгало и стучало посильней ногами в землю, чтобы разбудить ее для посева.
И тут происходит Крещение Киевской Руси. К нам на Землю приходит Христианство со своими Святыми и праздниками. Проводилось вытеснение языческих божеств путем замещения.
Так, Велеса, Бога скота, заменили на Власия, Перун, ведавший грозами и дождем, стал святой Илья. Сварог, бог неба, покровитель кузнецов и ремесленников, стал Козьма - Демьяном…
Слияние язычества и христианства породило уникальное явление, как русское православие. Сущностью, которого, стало двоеверие. Христианскую обрядность стали сочетать с языческими ритуалами и жертвоприношениями.
- Презентация Кузьминки
- Русские народные игря (материал мастер-класса)